Все владельцы домов, дач и прочей недвижимости слышали термин «дачная амнистия». Однако далеко не каждый в курсе, что это понятие означает и кого касается. Наша статья ответит на главные вопросы, касающиеся дачной амнистии – вы узнаете, что это за процедура, кто и каким образом может ею воспользоваться и до какого года она действует.
Главное о дачной амнистии
Дачная амнистия с юридической точки зрения – это упрощенный порядок регистрации прав на капитальные постройки и садовые дома. Кроме того, так называют Федеральный закон, принятый еще в 2006 году, действие которого уже несколько раз продлевалось. Сегодня под дачной амнистией подразумевают сразу несколько законов, касающихся недвижимости.
Со 2-го августа 2019 года амнистию продлили в очередной раз. Оформлять недвижимость по амнистии максимально просто и легко, но важно знать, какие именно категории граждан могут воспользоваться своим законным правом.
Итак, для начала изучим наиболее важные сведения, касающиеся действующей амнистии для дачников.
До 1 марта 2018 года дозволялось в упрощенном формате оформлять права на объекты ИЖС, не получая разрешения на ввод в эксплуатацию. Важное условие – дома должны быть построены на землях соответствующего назначения. Однако от получения разрешения на постройку таких домов (в отличие от садовых домиков) упрощенная процедура не освобождает.
После 1.03.18 гражданам с заявлением о постановке дома на учет не нужно никуда обращаться – органы, оформившие разрешение на ввод жилья в эксплуатацию, сами обязаны обратиться в Росреестр с заявлением поставить постройку на учет в Кадастре.
Упрощенный формат оформления прав на землю применяется для участков, предоставленных населению до 30.10.01 года для ведения подсобного хозяйства, владения огородом и садом, строительства жилья и гаража со статусом собственности либо пожизненного владения.
Что важно знать о дачной амнистии сегодня:
• участки земли, выделенные до 30.10.01, оформляются по заявлению и документам, подтверждающим право собственности;
• сейчас (после августа 2018) новые объекты можно строить без разрешения, однако уведомлять уполномоченные органы все же нужно;
• если вы начали строительные работы раньше и до сих пор не построили дом, недвижимость можно узаконить без вмешательства суда до марта 2021 года;
• чтобы узаконить жилье, не оформленное в собственность, достаточно двух документов – техпаспорта и декларации (такой порядок установлен до 01.03.21).
Для оформления прав на землю и возведенный на ней дом владелец выполняет 4 простых действия:
1. Готовит документы на объект согласно предусмотренному законом списку.
2. Подает документы одним из предложенных способов.
3. Оплачивает госпошлину.
4. Получает выписку из ЕГРН о регистрации прав (или уведомление об отказе, если в процедуре отказано).
С января 2017 госрегистрация прав и постановка на кадастровый учет реализуются одновременно на основании ввода дома (объекта капитального строительства) в эксплуатацию.
Какие документы понадобятся
Для оформления прав на объекты строительства понадобятся следующие документы:
1. Заявление правообладателя (или его законного представителя) о госрегистрации и проведении кадастрового учета. Представителям понадобится нотариально заверенная доверенность либо другой документ с подтверждением полномочий. Бланк заявления скачивайте на сайте Росреестра или получите в офисе МФЦ.
2. Удостоверение личности.
3. Для объектов ИЖС понадобятся: технический план (все сведения о строении предоставляются на основании кадастровых работ, разрешения на строительство и проектных документов, если они есть), правоустанавливающие документы на участок.
Чтобы узаконить собственность на землю, понадобятся:
1. Заявление правообладателя либо его представителя.
2. Документ, выступающий основанием для госрегистрации. К ним относятся: акт о предоставлении владельцу участка органами местной или федеральной власти, свидетельство о праве заявителя на участок, выписка из похозяйственной книги, другой документ, подтверждающий законность владения.
3. Удостоверение личности.
Граждане, получившие право собственности на землю и жилые постройки в порядке наследования, предоставляют свидетельство о праве наследства либо другой документ, который устанавливает право собственности.
Квитанция об уплате пошлины представляется по желанию заявителя. Если подтверждение оплаты не предоставлено, Росреестр самостоятельно запросит его, воспользовавшись системой межведомственного взаимодействия. Если данных об оплате не найдется в единой системе государственных платежей, заявление вернут гражданину без рассмотрения.
Для гаражей, бань, мастерских и прочих хозяйственных построек уведомления не нужны – их разрешается строить без всяких разрешений.
Куда подавать документы
Есть несколько вариантов предоставления бумаг:
1. Через МФЦ. Для начала стоит удостовериться, что ваше региональное отделение предоставляет такую услугу.
2. По почте с описью вложения и уведомлением о вручении адресату. Понадобится нотариальное заверение подлинности подписи владельца. Обязательна также копия удостоверения личности.
3. Через Единый портал госуслуг или официальный сайт Росреестра.
Размер пошлины за регистрацию прав собственности физлица – 350 руб. Сумма рассчитывается коэффициентом 0,7, если документы предоставляются в электронном виде через Единый портал госуслуг и результат тоже выдается в цифровом формате. Оформление технического плана и кадастровые работы, если таковые требуются, оплачиваются отдельно.
Сроки оказания услуг зависят от способа подачи документов. Оформление в МФЦ занимает 9-12 рабочих дней. Регистрация в электронном формате занимает от 7-10 дней. Аналогичные сроки предусмотрены для обработки почтовых отправлений.
Итог оказания услуг – выписка из ЕГРН в бумажном или электронном виде. Если заявителю отказано в регистрации прав, его уведомляют об этом в день принятия такого решения. Причины отказа узнавайте у сотрудника в офисе или через сайт Росреестра.