На текущий момент ЦКАД (А-113) – самый масштабный и высокотехнологичный проект в сфере дорожной инфраструктуры Подмосковья. Летом 2021 года был введен в эксплуатацию заключительный участок автодороги – с этого момента трасса считается полноценно действующей.
Новая дорога должна стать опорным объектом сети российских скоростных автодорог и войти в состав международных транспортных коммуникаций. Проект реализован на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП).
Уже сейчас центральная автодорога стала ключевым элементом транспортной структуры Московской области. После введения в эксплуатацию на порядок упала загрузка МКАД и других трасс Москвы и Подмосковья – транзитный транспорт теперь перемещается по центральной магистрали.
Узнаем, как строилась ЦКАД, какие преимущества получила инфраструктура Московской области и в частности Раменский район от ее использования, сколько стоит проезд по кольцевой автодороге.
Технические параметры и этапы строительства автодороги
Протяженность трассы – 336,5 км, основная часть (260 км) эксплуатируется на платной основе. Дорога представляет собой замкнутое кольцо, расположенное в 50 км от МКАД. Пока магистраль 4-полосная, однако планируется расширить ее до 6-8 полос. Расчетная скорость движения транспорта – 80-140 км/ч. Управление объектом передано в доверительное управление федеральной компании «Автодор», которая также занимается взиманием платы.
Проект принят в разработку в начале 2000-х, но старт, запланированный на 2010 год, по разным причинам несколько откладывался. По факту строительные работы начались только в 2016. Сроки завершения проекта также несколько раз сдвигались. Менялась и предположительная стоимость проекта. По последним данным затраты на 2020 год составили 341 млрд руб.
Необходимость строительства ЦКАД возникла по причине возросших транспортных потоков на действующих кольцевых трассах столицы и области, в основной степени – МКАДа. В 2003 году руководство МО приняло постановление, в котором утверждалось начало строительных работ новой автодороги.
Основные этапы постройки трассы:
- В 2005 году создано ОАО ЦКАД по инициативе областного правительства. Началось резервирование территорий под магистраль.
- В 2008 В. Путин (будучи премьером РФ) озвучил на заседании правительства планируемый срок завершения работ – 2012, однако осуществлению планов помешал мировой финансовый кризис.
- К 2011 инженеры проектной группы разработали документацию, но начало строительства снова было отложено. Были проведены только подготовительные работы.
- В 2012 президент РФ Д. Медведев поручил начать стройку первого отрезка магистрали в Новой Москве 01.01.2014.
- В августе 2014 прошла торжественная церемония в честь начала работ, однако активное строительство началось только в 2016.
- В 2017 открылось движение на первом отрезке автодороги – в обход Звенигорода.
- В 2018 году Генпрокуратура, Счетная плата и другие официальные структуры проверяли ход строительства по поручению Путина. Такое решение было вызвано неоднократными задержками и нарушениями рабочего процесса. В ходе проверки эксперты выяснили основную причину срыва сроков – «неудовлетворительное качество проектирования».
- В 2020 году открылось движение сразу на нескольких участках дороги. Тогда же Марат Хаснулин (вице-премьер РФ) официально заявил, что дорога будет полностью замкнута в 2021 году.
- В июле 2021 был пущен в эксплуатацию заключительный участок автодороги А-113.
Однако из 5 комплексов проекта пока построено только 4 (1,3,4 и 5). Запуск 2-го пускового комплекса запланирован на 2025-2029 гг. Эта часть кольца будет отходить от дороги в районе Троицка и заканчиваться у Большого бетонного кольца.
Преимущества
Основную задачу центральной автодороги (разгрузка МКАД и других магистралей) можно считать выполненной – транспортные потоки действительно стали более разреженными, а добираться в ряд населенных пунктов и до загородных участков, расположенных в Подмосковье, стало гораздо быстрее и удобнее.
Есть и другие плюсы:
- трасса обходит крупные населенные пункты, уменьшая транспортную нагрузку на дорогах в городах Подмосковья;
- благодаря разгрузке подмосковных трасс добираться до загородных домов и дач в Раменском и других округах области теперь значительно проще;
- дорога соединяет наиболее значимые вылетные магистрали Центрального округа – Каширское, Калужское, Киевское, Волоколамское и другие шоссе;
- доптимизация структуры распределения грузоперевозок – большегрузный транспорт теперь перехватывается на дальних подступах к столице;
- снижается себестоимость перевозок и транспортные издержки для профильных компаний, улучшается логистика;
- в Подмосковье формируются международные транспортные коридоры;
- пробок становится меньше, а значит, уменьшается негативное воздействие на природную среду Московской области;
- развивается инфраструктура вдоль автомагистрали, создаются новые рабочие места.
На автомагистрали внедрена инновационная система «Умная дорога», которая получает с многочисленных камер и датчиков сведения о ДТП, заторах, плотности и других параметрах транспортного потока, а также о наличии пешеходов, животных, препятствий, потенциально опасных предметов на трассе. Значимые данные выводятся на информационные экраны и бортовые устройства авто, подключенные к инфраструктуре. В перспективе – выпуск соответствующего софта для смартфонов.
Кроме того, Московское правительство разработало проекты объектов и территорий, примыкающих к дороге. Предполагается строительство жилья, мультифункциональных комплексов, офисных и торговых центров, технопарков, отелей, точек общественного питания и т.д. Всего в обслуживании инфраструктуры будет задействовано около 80 тыс. человек.
ЦКАД в Раменском районе
Для жителей Раменского района доступен выход на ЦКАД 4-го пускового комплекса. Выехать на участок можно с Новорязанского или Егорьевского шоссе.
Собственникам дач и загородных домов под Москвой стало гораздо проще добираться до своих участков – они тратят на дорогу в любых направлениях гораздо меньше времени.
После ввода ЦКАД жители городского округа могут беспрепятственно и быстро доезжать до Каширского, Егорьевского и других шоссе северо-восточного и южного направлений.
Для сравнения: ранее дорога до Пушкино занимала 3,5 часа, поскольку добираться приходилось через Москву. Сейчас тот же путь занимает чуть больше часа. Аналогичная ситуация с автомобильными поездками в Санкт-Петербург и многие другие города.
Автодорога вывела часть транспортного потока за пределы района. Снижение нагрузки на внутренние шоссе и уменьшение количества пробок улучшает экологическую обстановку в районе. Это добавляет еще один пункт в список преимуществ земельных участков, расположенных в Раменском районе.
Сколько стоит проезд
Оплата услуг трассы реализуется по системе «Свободный поток» (Free Flow) — на дороге установлены специальные рамки с камерами распознавания номеров и подсчета автомобильных осей, антенна для приема сигналов с автомобильных транспондеров, инфракрасная обзорная камера. Всего на кольцевой магистрали установлено 12 рамок «Свободного потока». Стоимость проезда на текущий момент (2021 год) – 4,8 руб. за км.
Free Flow позволяет автомобилям двигаться без остановок, а оплата за проезд по ЦКАД списывается с транспондеров автоматически бесконтактным способом. Если на автомобиле не установлено ответное оборудование, транзакция фиксируется по госномеру машины. Никаких шлагбаумов, почти полное отсутствие пробок и максимальное удобство для автомобилистов.